Аудит - это проверка соответствия предпринимательской деятельности требованиям законодательства об охране труда; независимая оценка фактической организации охраны труда на производстве.
В ходе аудита выявляются несоответствия: от грубых нарушений действующего законодательства, которые могут привести к несчастному случаю с работником и привлечению руководства к уголовной ответственности, до незначительных и формальных, влекущих наложение штрафа. Все обнаруженные несоответствия отражаются в итоговом отчёте с рекомендациями по их устранению.
Кодекс об административных правонарушениях
Нарушение
Санкция
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства
Статья 19.5. Невыполнение предписания
Статья 15.34. Сокрытие страхового случая
Уголовный кодекс
Нарушение
Санкция
Статья 143. Нарушение требований охраны труда
Статья 145. Необоснованный отказ в приёме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пособий и иных выплат
Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ
Статья 238. ... выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
Что-то пошло не так, попробуйте другие каналы связи.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется:
- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из федеральных законов (ТК РФ – один из них) и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Ст. 209 ТК РФ определяет понятие «требования охраны труда» как государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые
инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Согласно ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в НПА, устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и являются обязательными для исполнения.
Ст. 212 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
В ст. 209 ТК РФ дается определение системы управления охраной труда – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
В ходе аудита системы управления охраной труда в Организации предстояло:
– оценить текущее состояние системы управления охраной труда и ее соответствие государственным нормативным требованиям;
– провести экспертизу локальной нормативной базы по охране труда и выявить нарушения (несоответствия) в локальных нормативных актах, содержащих нормы трудового права (далее также – ЛНА), требованиям действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее также – НПА);
– на основании выявленных несоответствий в ЛНА и результатов оценки состава и качества проводимых работ в области охраны труда выработать рекомендации по приведению системы управления охраной труда в Организации в соответствии с государственными нормативными требованиями.
Основные нормативные правовые акты и нормативные документы, использованные при подготовке отчёта:
По результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) работникам, занятым на работах с вредными и / или опасными условиями труда, должны быть предоставлены соответствующие гарантии и компенсации.
На момент проведения аудита СОУТ проведена на 46 рабочих местах; на 18 из 46 условия труда вредные, итоговый класс условий труда – 3.1. В соответствии с требованием ст. 147 ТК РФ работникам, занятых на работах с вредными и / или
опасными условиями труда (3.1. и выше), повышается оплата труда, минимум на 4 % от тарифной ставки (оклада).
Ст. 117 ТК РФ устанавливает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.
За счет средств работодателя организовано прохождение работниками, в установленных случаях, обязательных предварительных и / или периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований (требование ст.ст. 212-213 ТК РФ, порядок – Приказ № 302н, ПП РФ № 695).
Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В свою очередь работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить
внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в установленных случаях (ст. 214 ТК РФ).
Рекомендации
Организовать документооборот в соответствии с Приказом 302н, в том числе выдачу направлений на медосмотры, учет выдачи направлений, составление и своевременную актуализацию списка контингентов и поименных списков (пп. 7, 8, 19 приложения № 3 Приказа 302н). Для контролирующих органов подтверждением организации прохождения медосмотров в установленном трудовым законодательством порядке будет наличие договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на право проведения медосмотров и, соответственно, заключительных актов по результатам медицинских осмотров работников.
Применение в инструкциях по охране труда понятий «первая медицинская помощь», «первая доврачебная помощь» некорректно, так как в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-фз «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доврачебную и медицинскую помощь оказывают медицинские работники, имеющие соответствующую
подготовку. Согласно ТК РФ работники проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Рекомендации
Подвергнуть оценке все виды работ, не входящих в квалификационную характеристику конкретных профессий и должностей, но вмененных приказом работодателя, должностной инструкцией или трудовым договором в обязанности работнику этой профессии и должности (и так по каждой профессии / должности). Руководителям структурных подразделений при методической поддержке специалиста по охране труда разработать недостающие инструкции по охране труда при обнаружении неучтенных профессий / видов работ, определенного оборудования, инструмента, механизмов, приспособлений, сырья, материалов.
Своевременно пересматривать инструкции по охране труда при утверждении новых правил по охране труда на федеральном уровне. В частности, необходимо актуализировать...
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не заменяет проведение инструктажа, подготовки, обучения, проверки знания и аттестации работников по другим направлениям обеспечения безопасности производственной деятельности, установленные контролирующими соответствующие области органами исполнительной власти:
– электробезопасность: требования к порядку работы в электроустановках потребителей, требования к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях (Приказ Ростехнадзора № 37, ПТЭЭП, Приказ № 328н). Работникам необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности (2 и выше), если они заняты техническим обслуживанием электроустановок, проводят в них оперативные переключения, организуют и выполняют наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения (электрогазосварщикам также требуется группа, не ниже 2 – п. 3.1.15 ПТЭЭП). Большинству работников необходимо присваивать 1 группу по электробезопасности путём проведения инструктажа. Перечень должностей и профессий, при работе по которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности, утверждает руководитель;
– пожарная безопасность: пожарно-технический минимум – лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности на объекте и электрогазосварщики (Приказ МЧС РФ № 645); остальные работники – инструктажи по пожарной безопасности, проводимые лицами, ответственными за пожарную безопасность на объекте;
– промышленная безопасность; согласно п. 148 Приказа Ростехнадзора № 533 не подлежат учету в Ростехнадзоре краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи.
– ЛНА, определяющий порядок обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, программы вводного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте по охране труда, программа специального обучения по охране труда для руководителей и специалистов, программы обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ по профессиям / видам работ, программа обучения оказанию первой помощи для работников рабочих профессий (Постановление № 1/29);
– правила внутреннего трудового распорядка, порядок индексации заработной платы, положение о системе управления охраной труда, должностные инструкции специалиста по охране труда и ответственного за электрохозяйство;
– ежегодный план мероприятий по улучшению условий и охраны труда с назначением ответственных лиц, указанием сроков исполнения, планируемых затрат (ст. 226 ТК РФ, Приказ № 181н).
Ст. 226 ТК РФ устанавливает, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Руководствуясь Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», расходы на ряд мероприятий возможно возместить до 20 % от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.